
Карельский перешеек через 70 лет.
Общим в показаниях финских пограничников В. Пекканена, М. М. Мякиля и О. Э. Саволайнена является указание на то, что после услышанных ими выстрелов до наблюдаемых ими разрывов интервал времени составлял около 20 секунд. Это неоспоримо свидетельствует о том, что обстрел велся из миномета. Если бы выстрелы были из 76-мм пушки образца 1902/1927 г., то у этого орудия скорость снаряда составляет 387 м/сек и дистанцию в 1500 – 2000 м, указанную в ноте Финляндского правительства от 27 ноября 1939 г., снаряд пролетел бы не более, чем за 4 – 5 секунд.
Масса снаряда у этого орудия составляет 6,2 кг, поэтому не только звук выстрела, но и звук разрыва был бы более сильным, чем у миномета калибра 82-мм. Масса мины которого составляет 3,1 кг. Кроме того, при прямом выстреле, а полковая 76-мм пушка обр. 1902/1927 г. предназначена для стрельбы прямой наводкой, было бы заметно пламя выстрела и снежная пыль, чего не отметили финские пограничники. В соответствии с таблицами стрельбы 82-мм батальонного миномета обр. 1937 г., стреляющего осколочными шестиперыми или десятиперыми минами, время полета мины до цели составляет 17,6 секунд для максимальной дальности стрельбы 1450 м, 20,6 секунд для дальности 1900 м и 23 секунды для максимальной дальности 2350 м. Таким образом, интервал времени между выстрелом из миномета и разрывом мины, равный примерно 20 секундам мог соответствовать дистанции стрельбы в пределах от 1500 до 2000 м.
Из описания того, что видели и слышали финские пограничники, можно восстановить следующую картину происшедшего. С утра 26 ноября 1939 г. на протяжении 3-х часов с 10.00 до 13.00 (11.00-14.00 по московскому времени) на поле в 300 м юго-западнее Майнилы происходили полевые занятия подразделения советских пограничников заставы Майнила, или специального подразделения войск НКВД со стрельбой из стрелкового оружия, с использованием ручных гранат или взрывпакетов для имитации артиллерийского огня. Таких взрывов было отмечено около 30 и ими создавался определенный шумовой фон, на котором предполагалось осуществить реальные выстрелы из миномета. После 14.00 по московскому времени взрывы стали раздаваться реже. Непосредственно на месте, куда должны были упасть мины, перед обстрелом находилось примерно 10 человек (одно отделение), в том числе всадник, незадолго до этого прибывший со стороны Аккаси. Все они двинулись в направлении пограничного моста через реку Сестру у Яппинен, а всадник затем повернул в сторону заставы. Очевидно, военнослужащие ушли с этого места по указанию всадника за 5-10 минут до обстрела. Данное место находилось на поле в 800 м от границы, у опушки приграничного леса. В 14. 45 по московскому времени по месту, где незадолго до этого проходили полевые занятия со стрельбой, и был открыт минометный огонь. Всего было сделано 7 выстрелов.
Позицию миномета и место обстрела более или менее точно можно установить, если нанести на современную карту района Майнила масштаба 1 : 50 000 данные финской схемы (см. рис. 1). Нанеся на карту направления по угломеру или соответствующие им значения азимута, можно установить, что позиция миномета на пересечении дирекционного угла 93° и 147° могла находиться на опушке леса юго-восточнее Майнилы вблизи или прямо на шоссе Ленинград – Выборг на 49 км. В этой точке позиция миномета не могла наблюдаться финскими пограничниками, поскольку она находилась на обратном скате возвышенности, на которой расположена Майнила. С опушки леса хорошо просматривалось направление предполагаемой стрельбы из миномета и место падения и разрывов мин на пересечении углов 78 и 138 градусов. Спецподразделение войск НКВД, составлявшее вероятнее всего расчет миномета, на крытом грузовике прибыло на указанную позицию, развернуло в боевое положение миномет и произвело стрельбу. За 20 минут с 15.45 по московскому времени было сделано 7 выстрелов.
Относительно продолжительный интервал между отдельными выстрелами, возможно, объясняется тем, что производилась тщательная подготовка и корректировка стрельбы с тем, чтобы полностью исключить случайный перелет мин на финскую территорию и на само селение Майнила. Стандартный ящик боеприпасов к 82-мм батальонному миномету образца 1937 г. содержал 7 осколочных мин, 2 дымовых и 1 агитационную мины. Этим и объясняется количество произведенных выстрелов, разрывов мин и число образовавшихся воронок. Очевидно, что по условиям организации провокационной стрельбы использование дымовых и агитационной мин не предусматривалось. Присутствие лишних глаз и ушей в районе Майнилы и погранзаставы было исключено, как запрещением дислокации частей Красной Армии в этом месте, так и изоляцией всей большой излучины реки Сестры проволочным забором-заграждением, проходившим по просеке от левого берега реки примерно в 2 км юго-восточнее Майнилы до берега реки ниже по течению примерно в 1,5 км юго-за-паднее Майнилы. Остатки этого проволочного забора-заграждения сохранились до наших дней. На пересечении просеки с шоссе Ленинград – Выборг располагался КПП заставы Майнила.
Таким образом, изолированный район излучины реки Сестры в районе Майнилы оказался идеально подходящим для организации и проведения провокационной стрельбы с советской стороны.