Обзорная карта боев Юго-Западного направления в июне-июле 1942 года.

Брянский ​фронт. 1 июля немцы, обошли главными силами ГОРШЕЧНОЕ с севера и юга, к исходу дня вышли на рубеж: ОРЕХОВО, ЯСЕНКИ, БОГОРОДИЦКОЕ. В результате этого маневра районе ГОРШЕЧНОЕ оказались в окружении 102-я бригада 4-го танкового корпуса и главные силы корпуса Мишулина. Танкисты дрались в кольце еще двое суток, отрезанные от тылов и в условиях полного господства немецкой авиации. В ночь на 3 июля остатки бригад (без материальной части) прорвались на восток.



Юго-западный фронт. Беспрерывная переброска частей 23-го танкового корпуса с одного рубежа на другой, неумение пользоваться танками в бою, привело к тому, что цели «маневра» не были достигнуты. За 10 дней части корпуса совершили марш общей сложностью до 300 километров (на 1 июля в корпусе оставалось 85 танков, из 355). По приказу командования 28 армии, части 23-го танкового корпуса 1.7.1942 года сосредоточились в районе: КОЗИНКА, КАЗНАЧЕЕВКА, КОНОПЛЯНОВКА. С задачей: – уничтожить противника (немцев), продвигающегося на восток в направлении ВОЛОКОНОВКА и дать возможность частям 28 армии отойти за реку Оскол и занять оборону. 1.7.42 года 6-я и 114-я танковые бригады начали наступление, не имея данных о силах противника, без организации взаимодействия с пехотой, артиллерией и авиацией. В результате такой неорганизованности, танки были встречены из засад активным артиллерийским огнем противника во взаимодействии с авиацией, что сразу нарушило боевой порядок наступающих большевицких танков. Вследствие непродуманного наступления, части корпуса потеряли только за два дня боя до 30 танков и с боем отошли на восточный берег реки Оскол.

Франц Гальдер: «Манштейну присвоено звание фельдмаршала! Наступление войск северного фланга 6-й армии (40-й армейский корпус) развивается весьма успешно; войска достигли и частично форсировали реку Оскол. Левый фланг ударной группировки неожиданно быстро продвинулся в направлении СТАРОГО ОСКОЛА. На центральном участке фронта ударной группировки (правый фланг 29-го армейского корпуса) идут упорные бои.

Войска правого крыла Вейхса успешно продвигаются вперёд, в то время как венгры на правом фланге участка прорыва наступают очень медленно. Несмотря на сопротивление на центральном участке прорыва, войска также продвигаются вперёд. Противник усиливает нажим на северный фланг нашей группировки из района ЛИВЕН и пытается заставить левое крыло Вейхса перейти к обороне. На остальных участках фронта – никаких изменений».

Севастополь. В ночь на 1 июля, после доклада адмирала Октябрьского о том, что все возможности для обороны города исчерпаны, по приказу Москвы с мыса Херсонес на подводных лодках Л-23 и Щ-209 и нескольких транспортных самолётах были вывезены только высшие командиры и комиссары СОР. Севастопольского оборонительного района, но сором – эти люди и были по настоящему. Енерал Петров со штабом, командиры дивизий, командование флота, партийное руководство и чины НКВД – всего 498 человек. А также около трех тонн документов и ценностей. Той же ночью отплыли все имевшиеся под рукой исправные плавсредства – на них тоже сажали по спискам, они доставили в кавказские порты 304 человека. Все остальные – и еще ведущие бой пехотинцы, и раненые в подвалах и штольнях – все были брошены на берегу («войска прикрытия»!).  Улетели в Анапу последние 18 исправных боевых самолетов. Оставшимся бойцам во главе с командиром 109-й стрелковой дивизии генерал-майором П. Г. Новиковым (крымским татарином) вручили приказ: «…сражаться до последней возможности, после чего… пробиваться в горы, к партизанам». Основную массу этих «партизан» чуть позже пленили немцы.

Эрих фон Манштейн: «День 1 июля начался массированным огнем по окраинным укреплениям и внутренним опорным пунктам города. Обстрел был успешным. Уже через некоторое время разведчики донесли, что серьезного сопротивления противника не ожидается. Ведение огня было приостановлено, дивизии пошли в наступление. Вероятно, противник в ночь на 1 июля вывел свои главные силы из крепости на запад. Но борьба еще не закончилась. Приморская армия, правда, оставила город, но лишь с целью попытаться оказать новое сопротивление на позициях, которые прикрывали Херсонесский полуостров, возможно, во исполнение приказов Сталина бороться до последнего человека или в надежде вывезти ночью на кораблях Красного флота хотя бы часть армии из глубоких бухт западнее Севастополя. Но в действительности были вывезены на торпедных катерах только немногие из высших командиров и комиссаров, в том числе командующий генерал Петров. Его преемник был задержан в Черном море нашим торпедным катером (итальянским) при попытке спастись подобным же образом».

Совинформбюро: «В течение 1 июля на Курском направлении наши войска отбивали атаки немецко-фошистских войск. На некоторых участках происходили крупные танковые сражения. В ходе боев противник понес большие потери в людях и технике. На Севастопольском участке фронта противнику ценой огромных потерь удалось продвинуться вперед. Шли ожесточенные рукопашные бои».



Tags:

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit