В данном исследовании американского артиллериста рассматриваются и сравниваются сильные и слабые стороны управления артиллерией СССР и США по состоянию на 1990 год. Изучаются разные принципы, характерные для двух артиллерийских школ. Делаются выводы на ближайшее будущее. Спустя более чем 20 лет, можно ретроспективно оценить труд американского майора уже через призму произошедших с Краснознамённой и легендарной, в боях познавшей радость побед, армией метаморфоз.

Майор Гари Маккарти. 1990 год.
Правила Красного Бога Войны.

1.Введение.

В этой монографии анализируется использование советской Красной Армией норм и номограмм для огневой поддержки пехоты и вопросы, почему армия США не использует подобные методы норм и номограмм.
Советы утверждают, что нормы и номограммы позволяют им оказывать огневую поддержку пехоты очень быстро, освобождая артиллерийского командира от необходимости повторяющихся тактических решений. Это, по моему мнению, их способ решения того, что Клаузевиц называл «Трением войны».

Монография вначале проверяет теорию разработки и использования норм и номограмм для определения количества средств огневой поддержки при планировании. И в частности, их важности для обоих составляющих – советского социалистического строя и советских военных.
Затем рассмотрим историю планирования огневой поддержки пехоты в обеих – советской и американской армиях, в том числе, включая сравнение прошлых и нынешних доктрин.
Современная и будущая огневая поддержка на поле боя, требования планирования, обсуждаются с точки зрения на то, как нормы и номограммы распространяются на эти правила.
Автор приходит к выводу, что армия США действительно имеет свои собственные систему огневой поддержки, нормы и номограммы, но они используются в планировании совсем иначе, чем у Советов. Хотя Советы используют решения командира и опыт в дополнение к нормам, США используют нормы в дополнение к решению командира и его опыту. Эти разнородные подходы основаны на культурных различиях и возможностях, которые обе армии имеют для претворения их доктрин. Оба подхода – это попытка преодолеть или минимизировать "трения" войны.
Артиллерия убивает. В основных сражениях этого века больше, чем любое другое оружие. Артиллерийские снаряды нанесли более чем 58% потерь британским войскам на Западном Фронте в Первой мировой войне. А в североафриканской пустыне во Второй Мировой Войне этот процент вырос до 75. В Корее почти 60% американцев погибли от взрыва или осколков артиллерии или минометов - в основном советского производства ... Артиллерийский огонь подавляет, сотрясает, ошеломляет и дезориентирует противника и поднимает боевой дух своих войск. Артиллерия и ракеты обладают наибольшей огневой мощью и прокладывают путь для пехоты, механизированных войск и танков. На протяжении веков ни одна армия не поняла это лучше, чем Русская Армия. Крис Беллами в своей цитате, из его книги «Красный Бог Войны», готовит почву для понимания советской артиллерии и её доктрины. Советы традиционно уделяли большое внимание своей артиллерии, и это длится и по сей день. Ракетные войска и артиллерия, в настоящее время составляют от 15 до 25 процентов численности Советской Армии, но будут обеспечивать 80 процентов её огневой мощи в любом конфликте.
Советская артиллерия является современным родом войск, основанным на бронированных самоходных системах, которые технически равны системам США и Западной Европы. Это грозный противник для НАТО или любой другой армии, которая могла бы встретить Советы на будущее поле битвы. Советы ожидают будущей битвы, как очень быстротечной и маневренной, с нелинейными фронтами и боевыми действиями на всей глубине поля боя. Этот взгляд мало чем отличается от описанного боя в американском армейском Руководстве 100-5. Цели в таких боях будут быстры и мимолетны, и должны подвергаться удару быстро, чтобы быть побежденными.
Советская доктрина использования артиллерии в таких скоротечных боях основана почти полностью на использовании норм и номограмм. Они считают, что такой подход позволит им поражать цели очень быстро. Это также позволит им планировать их огневую поддержку и стандартизировать её таким образом, чтобы освободить командира от забот по поводу повторяющихся тактических решений.
В США доктрина, с другой стороны, выделяет боевое решение и руководство командира, основанные на опыте и "чувстве боя", чтобы определить задачи артиллерии. На поле боя будет много целей, а выборочный анализ необходим для различия между ними. Поэтому удару должны подвергаться только самые важные из них.
Почему бы нам не использовать систему более похожую на советскую доктрину норм и номограмм для планирования и работы американской артиллерии? Я попытаюсь ответить на этот вопрос. Чтобы сделать это, обсудим теорию планирования и осуществления огневой поддержки, изучим историю советской и американской артиллерийских доктрин, и кратко рассмотрим две доктрины на современных и будущих полях сражений.
Чтобы упростить предмет обсуждения, я ограничусь анализом западноевропейского сценария, который бы вовлек в конфликт НАТО и силы Варшавского договора. Я буду обсуждать только планирование действий артиллерии, и не буду включать другие элементы огневой поддержки, такие как тактическую авиацию, боевые вертолеты, корабельную артиллерию, или средства РЭБ.
Кроме того, чтобы установить некоторые критерии для использования в оценки двух доктрин, я рассмотрю, как каждая занимается тем, что Клаузевиц назвал "трения" в войне. Если они имеют дело с трением по-разному, то какая из них является более эффективной?

2.Теория.

Теория вычисления норм огневой поддержки проста. Чтобы понять важность норм и уставов в советских вооружённых силах, необходимо сначала оценить место, которое планирование занимает в советской жизни. Практически каждая сторона советский деятельности регулируется нормативами в той или иной форме. Нормы настолько фундаментальны, что в СССР даже есть существительное нормирование. Нормы используются для установления контроля и распределения всех форм труда и материалов всей государственной экономики. Установление норм, как основы для вычисления стандартов производительности согласуется с советским представлением о научном существе природы социализма. Так как это возможно для всего, что научно определено, считается, что ничто в СССР не происходит случайно.
План регулирует распределение всех форм материалов и различные аспекты советской жизни. Он используется для распределения и контроля сырья, материалов, готовой продукции, топлива и электроэнергии. Нормы расходов должны быть научно установлены, но будучи прогрессивными и динамичными они должны систематически пересматриваться на каждом уровне производства. План создаётся для объёма работы, который завод, любой цех завода, или любой работник на заводе должен выполнять. Есть нормы пятилетнего плана, годовой план, и повседневный план.
Нормы используются советскими военными так же широко, как и в остальном советском обществе. Советская военная энциклопедия определяет нормы следующим образом:
1. Оперативно-тактические численные величины, которые используются для описания пространства и времени, факторов для оперативной или тактической деятельности сил и областей, в которых они действуют. Пространственные факторы включают в себя: глубины целей, ширину секторов, размеры боевых формаций - ширины, глубины и прочее. К временным факторам относятся: время для выполнения каждой задачи, совершения марша или маневра и т.д. Их разработка основана на оргштатной структуре советских войск, их возможностях, возможностях противника, уровня подготовки и боевого опыта, результатах специальных исследований, рельефа местности, погоды и времени суток. Основные оперативно-тактические нормы отражены в уставах и правилах.
2. Своевременные, количественные и качественные факторы для выполнения задач военнослужащими и небольшими подразделениями (обычно батальон и меньше) указанных задач, методов использования оружия или технологий в ходе боевых действий и подготовки. Устав обеспечивает равномерный и объективный подход к определению времени для выполнения боевых задачи для оценки уровня подготовки военнослужащих и подразделения (до полка) в целом.
Советское артиллерийское планирование определяется почти исключительно за счет норм. В таблице 1 показаны образцы советских артиллерийских норм. Знание типа цели, времени стрельбы, движения и расположения на местности, времени выполнения задачи являются примером планирования соображения, которое рассчитываются, используя нормы. Чтобы продемонстрировать на конкретном примере артиллерийское планирование с использованием норм, я сосредоточусь на том, как Советы рассчитывают достижение желаемого эффекта при обстреле целей.
Обстрел цели определяется в соответствии со степенью требуемого разрушения. Уничтожение подразумевает полный выход из строя противника в связи с потерями от 70 до 90 процентов, или от 50 до 60 процентов всей группы целей. Огонь на подавление временно лишает противника возможности сражаться или маневрировать и требует причинения 30% потерь.

Таблица 1
Нормативы для подавления батареи буксируемых орудий, дальность стрельбы до 10 км.

Ствольная артиллерия Минометы Реактивная артиллерия
Калибр, мм 122 130 152 120 160 240 Средняя Тяжёлая
Количество выстрелов 220 200 180 200 120 100 400 170

Нормативы для подавления батареи самоходных орудий, дальность стрельбы до 10 км.

Ствольная артиллерия Минометы Реактивная артиллерия
Калибр, мм 122 130 152 120 160 240 Средняя Тяжёлая
Количество выстрелов 380 260 290 300 290 175 440 210

Обратите внимание, что примерно на 50% больше боеприпасов требуется для подавления батареи самоходных орудий по сравнению с батареей буксируемых орудий.
Степень уничтожения часто влияет на расход боеприпасов. С другой стороны, количество доступных боеприпасов и времени на обстрел цели часто определяют, будет ли цель уничтожена или просто подавлена. У советских офицеров есть таблицы норм, необходимых для достижения заданного уровня повреждения цели. Общевойсковой командир не хочет думать о том, сможет ли его артиллерия выполнить поставленную задачу: он должен полагаться на это полностью. Нормы практически гарантируют уничтожение цели заданного размера на заданной дальности из заданного вида оружия.
Расход снарядов, необходимых для уничтожения групповых целей, зависит от задачи (например, требуемой степени разрушения), расположения групповой цели (например, на оборонительной позиции), точности определения координат и разрушительного действия снарядов. Формулы получены с учетом этих переменных и известных ошибок. С учётом этого, планировщик может рассчитать количество снарядов, необходимых для достижения заданного уровня разрушения территории, которая обычно дается в гектарах.
Формулы могут также принимать во внимание два вида ошибок: точность определения координат огневой позиции и цели, а также рассеивание при стрельбе. Эти уставы крайне механистичны, но Советы уделяют им большое внимание, и они действительно работают.
После того, как факторы планирования стандартизированы с помощью нормативов, они могут быть стандартизированы и со всеми соединениями и родами войск. Стандартизированные факторы приводят к общей доктрине и взаимодействию, которые, по мнению Советов, минимизируют «трение»войны.
Нормы включены в различные советские военные уставы и наставления в правилах эксплуатации на всех уровнях. Нормы показывают многое о том, как действует Советская Армия. Они обычно классифицированы и доступны только в необходимом для знаний количестве.
Советы разработали номограммы для дополнения своих норм. Номограмма по сути та же норма, но представленная в графической форме. Это экономит время и оптимизирует процесс. Номограммы могут быть легко созданы для быстрого определения данных и могут быть разработаны практически для любой нормы. На рисунке 2 показан пример советской номограммы для артиллерии.


Как и Советы, Армия США имеет свою стандартизацию некоторых аспектов артиллерийского планирования, основанную на анализе цели. Анализ цели описывается как:... оценка состояния цели, основанная на военных и аналитических факторов, таких как тип цели, доступное оружие и боеприпасы, дистанция, приоритетность цели, и возможное количество боеприпасов необходимых для поражения, нейтрализации или иного нарушения деятельности цели.
Американский подход к поражению целей определяется тремя желаемыми эффектами:
- подавление, которое ограничивает боеспособность сил противника в районе цели;
- нейтрализация, в результате которой 10 и более процентов личного состава и техники выходят из строя;
- уничтожение, в результате чего30 и более процентов личного состава и техники выходят из строя и, как правило, подразделение временно теряет боеспособность.
Примечание – заметьте разницу в уровне потерь между американскими и советскими доктринами.
Эффекты воздействия на цель рассчитывается в Совместном Руководства Эффективности Боеприпасов (JMEMs) – американском эквиваленте советских уставов и нормативов. JMEMs представляет собой серию учебных пособий, в большинстве своём классифицированных, которые касаются конкретных видов оружейных систем и их воздействии на цели. Они обеспечивают руководство по анализу цели, указывая, сколько снарядов определенного калибра и вида боеприпасов необходимо для достижения желаемой степени поражения при заданной дальности до цели.
JMEMs доступны для планировщиков артиллерии, но их использование требует значительного времени. Из-за нехватки времени использование JMEMs в управлении огнём батареи или дивизиона не рекомендуется.
Для преодоления временных ограничений, Армия США разработала Графическую Таблицу Эффективности Боеприпасов (GMETs),очередной американский эквивалент номограмм. Они сделаны в виде логарифмических линеек, которые обеспечивают быстрый доступ к среднему значению воздействия боеприпасов на выбранные цели. Средняя точность расчётов не столь точна, как в JMEMs, но они дают пользователю направление для принятия решения на поражение цели. Американские руководства «настоятельно рекомендуют» использование GMETs.
GMETs также подразделяются, и были разработаны для M102, M1O9A1 и М110 артиллерийских систем. Несекретная обучающая версия общедоступна, и как правило, требуют немного большего расхода боеприпасов, чем MlO9A1 GMET в реальной ситуации. На рисунке 3 показан пример учебной GMET.
Американцы автоматизировали JMEM / GMET критерии в своей Тактической Системе Управления Огня (TACFIRE). TACFIRE будет автоматически выбирать тип цели, а также тип и количество боеприпасов для стрельбы по выбранной цели. Система следует определенным критериям JMEMs, но может быть изменена, чтобы включить руководство командира и ограничение в доступности боеприпасов, количестве огневых средств, приоритетности целей или других необходимых факторов.
TACFIRE упростила американскую систему анализа и поражения целей и взаимодействие со всеми подразделениями оборудованными системой. Подразделения, не оборудованные TACFIRE и подразделения для которых TACFIRE не разработана, должны по-прежнему полагаются на JMEMs или GMETs для ручного руководства атаки цели.


Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit