76,2-мм дивизионная пушка образца 1902 года, известная также как «трёхдюймовка», была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским и К. И. Липницким. С учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия образца 1877 года, 2,5 дюймовой (63,5-мм) пушки Владимира Степеновича Барановского.



Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции. В их число входили противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения, прецизионные прицелы для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой, легкооткрываемый двухтактный поршневой затвор, унитарное заряжание.
Дивизионным орудие начали называть уже с 30-х годов прошлого века. До этого орудие выполняло ту задачу, которую от него требовали заказчики - непосредственно полевые артиллеристы Русской императорской армии.
 И выполняло оно функции орудия непосредственной поддержки в полку. В дивизиях Русской армии уже были другие орудия и другого калибра.

В серийном производстве пушки по максимуму использовались высоколегированные стали. Кроме всего прочего до сих пор поражает качество сборки этих пушек. Например, в 2008 году имел честь лично в Питере, покрутить это орудие. 35-ть лет не чищенный затвор работал как новый.  А панорама ПГ-1, выпуска 1976 года, вообще с тех пор не претерпела изменений.

Боеприпасы к пушке включали осколочные снаряды, шрапнель и картечь. Более специализированные виды боеприпасов включали в себя дымовые, зажигательные и химические снаряды. Многие боеприпасы для пушки обр. 1902 г. изготавливались во Франции.

При этом баллистические характеристики боеприпасов и самого орудия были столь высокими, что, например, установка прицела (на пристрелянную дальность) соответствовала установке трубки. То есть, пристрелку проводили на наземных разрывах. И противник привыкал к тому, что разрывы ему не причиняют большого вреда. Однако, огонь на поражение Русские артиллеристы предпочитали проводить на воздушных разрывах, да еще и шрапнелью.

Потому выражение из фильма 
«Свадьба в Малиновке», когда говорят про «трёхдюймовые глазки» и «Прицел 120, трубка 20, бац-бац и мимо», полностью соответствует действительности. Ибо, чтобы попасть в цель на прицеле 120, нужно было и трубку командовать 120. Это правило было настолько просто, настолько же и действенно. По одной простой причине. Потому что те кто заказывал эту пушку и те кто ее делали, пониали, что с ней придется не на парадах бодриться, а бодрить врагов на войне. А там  «Когда пуля над головой просвистит, 2х2 будет равняться чему угодно, но только не четырем». Потому на выходе и получилась «коса смерти».


Пушка образца 1902 года была основой артиллерии Российской империи. По своим характеристикам она была на уровне схожих с ней французских и немецких орудий калибра 75 и 77 мм и получила высокую оценку русских артиллеристов. Пушки этого типа активно использовались в русско-японскую и Первую мировую войну. После развала Российской империи в 1917 году они попали в руки многих противоборствующих фракций — большевистской Красной Армии, монархистской и контрреволюционной Белой Гвардии, националистических сил в областях с малой численностью русского населения, национальных армий Польши и Финляндии, анархистов и просто бандитов на всей громадной территории бывшей Российской империи. В германской армии эта пушка стойко наименовалась, даже в годы ВОВ, как «коса смерти».

В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие. Белогвардейцы и интервенты использовали небольшое число танков, в основном французские Renault FT-17 и английские Mk V и Whippet. Дивизионная пушка обр. 1902 года с её высокой начальной скоростью снаряда (588 м/с) была довольно эффективным оружием против их противопульной брони. 

Провоевав две войны, пушка использовалась и в третей. Хотя о ее применении там, так скромненько помалкивают.  И выставляя на каждом углу совершеннейшее УГ - 76-мм дивизионную пушку образца 1942 года ЗиС-3. Прекрасное орудие инженера Грабина, только для тех, кто никогда из нее не стрелял. Рассказываю, почему.

В 1995 году будучи курсантом артиллерийского училища имел честь произвести стрельбу из этого чуда орудия (ЗиС-3). После чего 3 месяца был практически лишен слуха. Как оказалось позже - виновником всего являлся дульный тормоз, который на ней был оконного типа. Забирая на себя 50% энергии отката, кроме всего прочего глушил напрочь всех, кто располагался в радиусе 100 метров от орудия (при стрельбе, естественно).

Кроме того. У ЗиС-3 угол максимального возвышения ограничивается всего 54 градусами. Для пушки, как для классичского артиллерийского орудия - это замечательно. Но, как для орудия непосредственной поддержки (а дивизионная артиллерия только этим и занимается) это не просто мало. А это вообще ни что. Для сравнения 3-х дюймовка задирает ствол на 80 градусов.

Немаловажный вопрос - это вес орудия. 3-х дюймовка весит легче, наводится быстрее и бьет точнее чем ЗиС-3. На дистанции 8000 метров у 3-х дюймовки рассеивание - 25 метров по дальности и направлению, а у З
иС-3 - 250 метров по дальности и 300 по направлению (на целый порядок больше, т.е. в 10 раз). Вот вам и лучшая пушка Второй мировой войны.

Можно мне заявить, что там с колесным ходом ... не тово. Не принимается. Любое орудие доводится до ума, при правильном, хозяйском подходе. Замена колесного хода не является проблемой. Как собственно и станин в том числе.


Tags:

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit