Немецкие солдаты на фоне разбитой реактивной установки БМ-13 (заряженная, кстати) на окраине Мценска (Орловская область). Правее виден сожженный советский танк Т-34, пытавшийся уничтожить реактивные установки, попавшие в руки немцам.
Нам до сих пор пытаются рассказать сказки о том, что РСЗО это наше. Что большевицкая Россия имела РСЗО, а «фашисцкая» Германия таковыми не обладала. К величайшему сожалению развею сей миф. Причем в картинках. А то на словах, как правило, не получается.
150-мм «дымовой» миномет типа «D».
Большинство немецких систем залпового огня были сотового типа (с трубчатыми направляющими). Это принципиальный момент. Сразу обращу на это внимание. Потому что большевиками трубчатые направляющие для ракет в те времена не брались в расчет вообще. Знаменитая «Раиска» (а не «Катюша» ими они стали по окончании ВМВ) или БМ-13, имела направляющую рельсового типа.
Первой подобной РСЗО стал шестиствольный 150-мм «дымовой» миномет типа «D» принятый на вооружение сухопутных войск в конце 30-х. Название «Небельферфер» было использовано для дезинформации разведки вероятного противника, так как новое оружие изначально разрабатывалось для ведения огня фугасными боеприпасами. Шесть стволов длиной 1,3 метра объединялось в блок с помощью передней и задней обойм. Вся система монтировалась на легком буксируемом колесном лафете, который снабжался подъемным механизмом с максимальным углом возвышения 45 градусов (на этом угле возвышения достигается максимальная дальность стрельбы) и поворотным механизмом, обеспечивавшем угол горизонтального обстрела до 24 градусов. Лафет представлял собой переделку применяемого в конструкции 37-мм противотанковой пушки. Боевая ось лафета – коленчатая. В боевом положении она поворачивалась, колеса вывешивались, лафет опирался на сошки раздвижных станин и откидной передний упор. Боевая масса в снаряженном положении достигла 770 кг, в походном положении этот показатель равен 515 кг.
Одним из первых типов боеприпасов для РСЗО стала 150-мм ротационная ракета (фактический калибр-159,5 мм) принятая на вооружение сухопутных войск в 1936 году и постепенно усовершенствованная: ее доработанные варианты обозначались как 15cm Wurfgranеte 41 Spreg (150-мм мина образца 1941 года, фугасная) либо 15cm Nebelgranate 4955 (150-мм дымовая мина). Особенностью конструкции была боевая часть, расположенная в хвостовой части снаряда. В переднюю, часть поместили ракетный мотор, снабженный перфорированным дном с 26 наклонными отверстиями – соплами. На двигатель надевался баллистический кожух. Внешне химические мины отличались от фугасных мин наличием зеленого либо желтого колец.
Пороховой заряд был нескольких сортов. Вначале в качестве топлива использовали плотный брусок, спрессованный из черного пороха под высокой температурой (в точке плавления серы). Невысокая прочность шашки и наличие, а в ней значительного количества пустот вело к образованию трещин, что приводило к образованию трещин и частым авариям при запуске. Кроме того, горение этого наполнителя сопровождалось обильным дымом. Первоначальный заряд в 1935-40 году заменили на трубчатый, изготовленный из бездымного диглеколевого пороха. Как правило, использовалось семь пороховых шашек. Существовало так же наполнение из четырех трубок большего диаметра, между которыми укладывали, пять меньших по размерам пороховых шашек (так называемый наполнитель «Digl R». Заряд «Digl R» состоял из 24 больших трубок длиной 132 мм с четырьмя цилиндрическими шашечками, вложенными между ними. В виду резкого ухудшения характеристик пороха в экстремальных температурных условиях (от -25 до +040 градусов) использовались наполнители типа «Тp» для тропических условий -5 до +50 градусов) и типа «Arkt» - для Крайнего севера (от -45 до 0 градусов).
150-мм «дымовой» миномет типа «D», во время ведения огня.
Максимальная дальность полета этой тяжелой, весящей 34,15кг (дымовая версия -35,48 кг) ракеты, составляла 6700-6800 метров при наибольшей скорости полета 340 м/с. Пороховой наполнитель ракетного двигателя горел в течении 0,7 секунд со рабочим давлением 30мегапаскалей. Приведение шестиствольного реактивного миномета в боевое положение расчетом из трех человек занимало 60-80 секунд.
Согласно инструкции, вести огонь можно было только на дистанцию, не превышающую 3000 метров, причем на двухкилометровом расстоянии от огневой позиции запрещалось размещать войска. Эти ограничения были вызваны большим количеством недолетов и преждевременных разрывов, сложных в устройстве турбореактивных снарядов. Тем не менее, именно такой способ стабилизации стал основным на современных советских «Градах» и американских MLRS, а вот советские оперенные ракеты М-8 и М-13 полностью исчезли уже в первые послевоенные годы. Однако малая дальность ведения огня создала ряд проблем: в 1942 году каждой батарее придавалось одно 50-мм противотанковое орудие (расположенные практически на передовой, реактивные минометы часто становились легкой добычей прорвавшихся танков противника).
Огонь велся залпами: в течении пяти секунд выпускались все шесть снарядов. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба только побатарейно или подивизионно. Время перезарядки одной пусковой -1,5 минуты. В 1942 году миномет получил обозначение 15cm Nebelwerfer 41(NbWrf 41).

Бронированной пусковой установки 15 cm Panzerwerfer 42Auf Sf (PzWrf 42)
Позже (с апреля 1943года) на вооружении германской армии появился самоходный вариант 150-мм реактивного миномета, получивший официальное наименование «бронированной пусковой установки 15 cm Panzerwerfer 42Auf Sf (PzWrf 42)». Пусковая установка однозалповая девятиствольная ( два параллельных блока по пять направляющих 150-мм ракет). Станок поворотный, размещен на бронекуполе (горизонтальный обстрел круговой, угол возвышения направляющих до 45 градусов). Возимый боекомплект (10 ракет, не считая находящихся в направляющих). Укладывался в закрытый бронированный отсек в кормовой части корпуса. Расчет – четыре человека. В отличии от советских БМ, приводившихся в действие с помощью выносного пульта, во время ведения огня прислуга «панцерверфера» находилась внутри БТР. Запуск реактивных снарядов осуществлялся с помощью электрического воспламенения наводчиком, чей пост размещался внутри боевого отделения, под пусковой установкой. Все это обеспечивало более высокую скорость перезаряжания установки – для защиты от пороховых газов не нужно было укрывать расчет поодаль от машины.
Первым типом, использующим эту ПУ, стала «специальная машина 4/1 (Sd.Kfz.4/1) фирмы Opel Blitz», получившая название «Maultier» (Мул). Гусеничный двигатель этого автомобиля основывался на шасси типа «Carden Loyd», заимствованного с широко распространенной по всему миру в 20-30-е годы английской танкетки.
«Опель» имел боевую массу 7,25 тонн. Габаритные размеры: длинна – 5,8 метров, ширина – 2,09м, высота – 2,6 м. На крыше закрытого бронированного купола (за бронерубкой расчета) на тумбовой установке расположена ПУ реактивных снарядов. Броневая зашита лобовой части, бортов и кормы достигала 8 мм, крыши корпуса - 6 мм. Бронеколпак платформы ПУ изготавливался из 10 мм брони. Листы брони – катанные, соединенные сваркой и заклепками. Лобовой лист двигательного отсека установлен вертикально, борта капота – из двух броневых деталей, имеющих большие углы наклона. На крыше рубки экипажа на шкворне крепится 7,92-мм пулемет с боекомплектом 1500 патронов. Все машины оснащались радиостанцией Fug Spf G «f».
Карбюраторный шестицилиндровый 4-тактный двигатель «Опель» жидкостного охлаждения рабочим объемом 3626 куб.см развивал мощность 75 л.с. при 3000 об/мин. В трансмиссию входила пятискоростная коробка передач (4+1), а так же тормоза – гидравлические и механические.
Ходовая часть включает в себя по четыре опорных катка с борта. Подвеска пружинная, блокированная по два катка в двух балансирных тележках. Поддерживающие катки расположены по одному на каждой тележке. Ведущее колесо переднего расположения, направляющий каток - заднего. Передние колеса автомобильного типа, управляемые. Полугусеничная схема обеспечивала машине хорошую подвижность и удовлетворительную проходимость, являясь промежуточным звеном между чисто гусеничным шасси и ходовой частью автомобилей с колесной формулой 4*2. Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч., запас хода 130 км. Шасси оказалось несколько перегруженным, но в целом проходимость транспортера оказалась вполне удовлетворительной.
БТР выпускался до марта 1944г. По словам генерала Зунгера-унд-Эттерлина, «... С 1944года самоходные минометы данного типа использовались в гранатометных подразделениях. Группы машин использовались для обозначения главного направления огня». На самом деле диапазон применения этих средств был значительно шире и главным образом подразумевал их использование в качестве артиллерийской реактивной системы. Всего выпущено 296 таких РСЗО. Кроме РСЗО, на базе «Maultier» была создана невооруженная машина для перевозки боеприпасов - Munitionskraftwagen Sd.Kfz.4 (выпущен 251 экземпляр).
РПУ-14, 60-е годы прошлого века. Ничего интересного не наблюдаете?