Воспоминания преподавателя военно-морского училища противо-воздушной обороны, в июне 1941 года, капитана В.А. Орлова.
Утром 24 июня я получил приказание произвести разведку боем.
– Ваша задача, – говорил мне начальник разведки участка, – обойти фошистов в районе хутора Веги, ворваться в их расположение, выяснить силы и, если удастся, занять хутор. Для выполнения задачи привлечь два взвода курсантов, взвод моряков с эсминца «Ленин» и армейский пулеметный взвод.
Построив сводный отряд, я объяснил задачу. Потом выступил полковой комиссар А. В. Горожанкин. Он сообщил, что идет вместе с отрядом.
В назначенное время отряд сосредоточился на исходном рубеже и после короткой артиллерийской подготовки двинулся вперед.
Мы довольно быстро и с малыми потерями достигли опушки леса. Здесь взводы получили уточненное направление для наступления и мы перебежками, в хорошем темпе, приближались к вражеским позициям. Фошисты усилили огонь. Сильнее стал и дождь, накрапывавший с утра. Наше наступление несколько замедлилось, увеличились потери, но мы упорно продвигались к хутору. Бесстрашно действовал взвод моряков с эсминца «Ленин», возглавляемый отважным старшим лейтенантом П. Г. Чеботаревым. На подступах к хутору Чеботарев был ранен. Матросы вынесли его из-под огня и направили в тыл.
Когда передовые взводы достигли хутора, мы увидели на аллее под деревьями множество мотоциклов. Гитлеровцы закрепились в каменных домах, сараях, окопах и вели оттуда пулеметный огонь такой плотности, что мы вынуждены были прижаться к земле. Произошла заминка в наступлении. Надо было преодолеть открытое пространство, поднять взводы. Требовался толчок, способный изменить психологическое состояние бойцов, попавших, казалось, в безвыходное положение.
Вперед, за Родину!, – раздался голос большевика А. Горожанкина. Он поднялся во весь рост и двинулся вперед. Вслед за ним бросились курсанты пытаясь преодолеть смертельно опасный участок. Бой проходил с переменным успехом, но овладеть хутором мы не смогли. Не выяснив силы врага на этом участке, мы вышли из боя и вернулись на свой рубеж обороны. Наши потери были очень велики – нам не хватало еще солдатского умения.